Согласно требованиям международной конвенции по охране человеческой жизни на море SOLAS 74/88 система АИС должна быть в обязательном порядке установлена на судах валовой вместимостью свыше 300, курсирующих по международным водам, на судах валовой вместимость свыше 500, не осуществляющих международные рейсы, и на всех пассажирских судах.
Указанные категории судов также называют конвенционными, и они должны быть оснащены оборудованием AIS класса А. Среди требований к такому оборудованию – наличие клавиатуры и дисплея.
На неконвенционных судах (суда меньшей валовой вместимости, прогулочные яхты, рыболовные суда и ряд других) чаще устанавливается оборудованием AIS класса B, которое по исполнению проще и отличается по некоторым характеристикам.
Сообщения, передаваемые в системе АИС делятся по своей структуре и интервалам передачи данных на три типа:
- Статическая информация – каждые 6 минут.
Идентификационный номер MMSI, международный морской номер IMO, радиопозывной, название тип и габариты плавсредства. - Динамическая информация – от 30 секунд до 3 минут, исходя из режима передвижения, перемены скорости и курса.
Координаты (широта и долгота), время UTC, навигационный статус, истинный курс и навигационный угол, реальная скорость, угол крена и килевой качки, угловая скорость поворота и другая радионавигационная информация. - Рейсовая информация – каждый 6 минут.
Пункт назначения и время прибытия (ЕТА), осадка судна, класс и категория груза, число людей на борту, а также отдельные сообщения, обеспечивающие безопасность перевозок.
Информация, фиксируемая и передаваемая АИС, является общедоступной. Система помогает решать не только задачи обеспечения безопасности на водных путях, но и оценивать трафик, следить за своими и чужими судами, контролировать выполнение заказов.