Система AIS: как работает и зачем нужна в судоходстве

Автоматическая система идентификации АИС сегодня повсеместно применяется для обеспечения безопасности и поддержания эффективности работы на водных путях. Для многих судов установка АИС является обязательной.
AIS (Automatic Identification System) – это система, применяемая в судоходстве с целью идентификации судов, включая их координаты, курс, скорость и получения других сведений (тип судна, тех.характеристики, страна приписки и т.д.). В последние годы вместо расшифровки "Автоматическая система идентификации" все чаще используется сочетание "Автоматическая информационная система", так как функции и возможности АИС со временем стали гораздо шире обычного распознавания объектов.
Принцип действия AIS основан на определении координат, направления движения и скорости судна по данным спутниковых группировок (GPS, Galileo и др.). Зафиксированная информация принимается и передается между объектами водного транспорта (суда и береговая инфраструктура) в диапазоне ультракоротких радиоволн. Для этого на борту нужно иметь радионавигационное оборудование, работающее на частотах частота 161,975 МГц и 162,025 МГц. Связь с землей поддерживается c помощью базовых станций AIS. Всё вместе это позволяет осуществлять контроль в направлениях "судно-судно" и "судно-берег", предупреждая столкновения. Система АИС служит источником данных для центров управления движениям судов и спасательных служб.
Согласно требованиям международной конвенции по охране человеческой жизни на море SOLAS 74/88 система АИС должна быть в обязательном порядке установлена на судах валовой вместимостью свыше 300, курсирующих по международным водам, на судах валовой вместимость свыше 500, не осуществляющих международные рейсы, и на всех пассажирских судах.

Указанные категории судов также называют конвенционными, и они должны быть оснащены оборудованием AIS класса А. Среди требований к такому оборудованию – наличие клавиатуры и дисплея.

На неконвенционных судах (суда меньшей валовой вместимости, прогулочные яхты, рыболовные суда и ряд других) чаще устанавливается оборудованием AIS класса B, которое по исполнению проще и отличается по некоторым характеристикам.

Сообщения, передаваемые в системе АИС делятся по своей структуре и интервалам передачи данных на три типа:

  1. Статическая информация – каждые 6 минут.
    Идентификационный номер MMSI, международный морской номер IMO, радиопозывной, название тип и габариты плавсредства.
  2. Динамическая информация – от 30 секунд до 3 минут, исходя из режима передвижения, перемены скорости и курса.
    Координаты (широта и долгота), время UTC, навигационный статус, истинный курс и навигационный угол, реальная скорость, угол крена и килевой качки, угловая скорость поворота и другая радионавигационная информация.
  3. Рейсовая информация – каждый 6 минут.
    Пункт назначения и время прибытия (ЕТА), осадка судна, класс и категория груза, число людей на борту, а также отдельные сообщения, обеспечивающие безопасность перевозок.
Информация, фиксируемая и передаваемая АИС, является общедоступной. Система помогает решать не только задачи обеспечения безопасности на водных путях, но и оценивать трафик, следить за своими и чужими судами, контролировать выполнение заказов.
Как правило, для полного контроля за судном одной AIS недостаточно. Поэтому суда дополнительно оснащают системами учета топлива и мониторинга судового оборудования

Читайте также