Ваш номер для связи
Или сразу набирайте нас
8 800 222-70-32
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Укажите ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами для обсуждения условий и оформления заказа
БЛОГ

Атомные ледоколы России

Российская Федерация – это единственное государство в мире, у которого есть свой атомный ледокольный флот. Сейчас он насчитывает 4 ледокола и 1 контейнеровоз, спроектированные еще в СССАтомные ледоколы РоссииР. В нашем обзоре вы узнаете подробнее о каждом из них и о планах по созданию атомоходов нового поколения.

Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. Использование атомоходов – это быстрый, безопасный и экономически наиболее выгодный вариант. Вместе с транспортировкой грузов, российские атомные ледоколы участвуют в экспедициях, иногда привлекаются к спасательным операциям и даже перевозят туристов.

Сейчас в активной эксплуатации находятся атомные ледоколы 2-х типов:

- тип "Арктика" (суда "Ямал" и "50 лет Победы") с двумя реакторами;

- тип "Таймыр" (суда "Таймыр" и "Вагач") с одним реактором.

Суда второго типа, в отличие от первых, имеют меньшую осадку и могу заходить в устья крупных рек.

Также в составе атомного флота есть контейнеровоз «Севморпуть».

Оператором все судов является ФГУП «Атомфлот», которое входит в госкорпорацию «Росатом».

«Ямал»

Атомоход, относящийся к типу "Арктика", был заложен в середине 80-х и спущен на воду в 1989 году. Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция". При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал".

Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях.

Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно. И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения.

На пороге 2000 года ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу и стал 7-м в мире кораблем, достигшим этой точки Земли.

Основны характеристики


Водоизмещение: 21 000 т (стандартное), 23 460 т (полное)

Длина: 147,9 м

Ширина: 30,0 м

Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)

Осадка: 11,0 м

Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 турбины ТГГ-27,5 ОМ5 с генераторами переменного тока, 3 гребных электродвигателя

Мощность: 55 МВт (75 000 л.с.) на валах

Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями

Скорость ход: 21,0 узел (полная) по чистой воде

Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)

Экипаж: 145 человек, уменьшен до 106 человек

Пассажировместимость: 128 человек

«50 лет Победы»

Этот атомный ледокол тоже относится к типу "Арктика" и является крупнейшим среди существующих. Как и "Ямал", при закладке в 80-х он носил другое название: "Урал". В преддверии спуска на воду в 1993 году его переименовали в "50 лет Победы". Однако достроен и введен в эксплуатацию он был только в 2007 году.

Ледокол преодолевает толщину льда до 2,8 м. Наряду с обеспечением прохода караванов, он используется в качестве арктического круизного судна. На судне есть спортзал, библиотека, бассейн, ресторан и т.д.

В плане технического оснащения "50 лет Победы" сильно отличается от предшественников своего типа. Для автоматического управления используется современная цифровая система, с целью безопасной работы атомной установки применяется модернизированный комплекс биозащиты.

Основные характеристики

Водоизмещение: 22 500 т (стандартное), 25 840 т (полное)

Длина: 159,6 м

Ширина: 30,0 м

Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)

Осадка: 11,0 м

Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW

Мощность: 55 МВт (75 000 л. с.) на валах

Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями

Скорость хода: 21,0 узел (полная) по чистой воде

Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)

Экипаж: 138 человек, уменьшен до 106 человек

Пассажировместимость: 128 человек

Регистровый тоннаж: 23 439 брт, 7032 нрт

«Таймыр»

"Таймыр", относящийся к одноименному типу атомных ледоколов, был построен в конце 80-х в Финляндии, однако силовая установка советского производства устанавливалась уже в Ленинграде. Введен в эксплуатацию в 1989 году.

За счёт мощности в 50 тыс. лошадиных сил "Таймыр" ломает лед толщиной до 1,77 метра при скорости 2 узла. Ледокол отличается уменьшенной осадкой, что позволяет ему проводить суда в устья рек, впадающих в Северный ледовитый океан.

Основные характеристики

Водоизмещение: 20 тыс. тонн

Длина: 151,8 м (наибольшая)

Ширина: 29,2 м (наибольшая)

Высота: 15,2 м

Осадка: 8,1 м

Двигатели: атомная турбоэлектрическая (два турбогенератора ГТА 6421-ОМ5)

Мощность: 2 × 18400 кВт

Движитель: 3 винта фиксированного шага со съемными лопастями

Скорость хода: 18,5 узла (33,3 км/ч)

«Вайгач»

Ледокол "Вайгач" с уменьшенной осадкой тоже относится к типу "Таймыр" и предназначен для обслуживания судов, заходящих в устья рек. Он был построен в Финляндии, работы завершались в Ленинграде, ввод в эксплуатацию состоялся в 1990 году.

Как и в случае с "Таймыром", мощность атомохода "Вайгач" составляет 50 тыс. л.с. , он ломает лед толщиной 1,77 метра при скорости 2 узла. В основном "Вайгач" используется для сопровождения судов, перевозящих продукцию "Норильского никеля" и также лес и руду из Игарки в Диксон.

Основные характеристики

Водоизмещение: 20791 тонн

Длина: 151,8 м

Ширина: 29,2 м

Высота: 15,2 м (высота борта)

Осадка: 8,1 м

Двигатели: атомная турбоэлектрическая, 2 × ГТА 6421-ОМ5

Мощность: 50 000 л. с.

Движитель: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями

Скорость хода: макс. 18,5 узла на воде

Автономность плавания: 120 суток (по провизии)

Экипаж: 89 человек

Атомный контейнеровоз «Севморпуть»

Это единственное в мире судно с атомной силовой установкой, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах. Толщина льда, которое преодолевает судно, составляет 1 метр. Помимо Арктики, судно может работать в теплых морских водах.

"Севморпуть" был спроектирован в 1978 году в Ленинграде, построен в Керчи и введен в строй в 1988 году. Изначально он работал на маршрутах между Одессой и Владивостоком через КНДР и Вьетнам.

В 2000-х годах лихтеровоз прекратил работу и даже был списан. Н после комплексного переоснащения атомный контейнеровоз вернулся к работе в 2016 году. Сейчас он перевозит грузы по Северному морскому пути между Санкт-Петербургом и Петропавловск-Камчатским. Также, наряду с транспортировкой коммерческих грузов, "Вайгач" задействован для материального обеспечения арктических гарнизонов Минобороны.

Основные характеристики

Водоизмещение: 61,88 тыс. тонн

Длина: 260,1 м

Ширина: 32,2 м

Высота: 18,3 м (высота борта)

Осадка: 11,8 м

Двигатели: атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5

Мощность: 29420 кВт (39436 л.с.)

Движитель: 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями

Скорость хода: макс. 20,8 узла

Регистровый тоннаж: 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеров

Строящиеся атомные ледоколы

На сегодняшний день на верфях "Балтийского завода" возводятся три универсальных двухреакторных ледокола проекта 22220.

Их отличительная особенность: двухосадочная конструкция, благодаря чему они могут курсировать водах Арктики, преодолевая лед толщиной до 3 метров, и заходить в устья сибирских рек.

Все три атомохода – "Арктика", "Сибирь", "Урал" – уже спущены на воду. Ввод в эксплуатацию планируется завершить до 2022 года.

Блог
Здесь есть кое-что интересное для вас