Спутниковый контроль речных и морских судов

Как обеспечить безопасность и повысить эффективность работы водного транспорта с помощью ГЛОНАСС/GPS-мониторинга
Перевозка пассажиров и грузов по водным путям нуждается в не меньшем контроле, чем эксплуатация других видов транспорта. Как и в случае с автомобилями, железными дорогами и авиацией, в приоритете находится безопасность перевозок. Вместе с этим, всегда остаётся актуальной задача рационально использовать технику и оптимизировать рабочие процессы.

В этой статье мы рассмотрим, какие требования закона должны выполнять судовладельцы, какие производственно-экономические задачи перед ними стоят и как с этим всем помогают справляться системы спутникового мониторинга транспорта.

Законодательные требования

Согласно Постановлению Правительства РФ №641 от 25.08.2008 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» соответствующее оборудование должно быть установлено на всех видах ТС, включая морские суда и суда внутреннего речного и смешанного («река-море») плавания.

В отношении морских перевозок обязанности судовладельцев перечислены в Постановлении Правительства №620 от 12.08.2012 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта». В пункте №108 говорится о том, что «в состав средств навигационного оборудования судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

В отношении речных перевозок требования сформулированы в Постановлении Правительства №623 от 12.08.2010 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта». В пункте №111 так же указано, что в состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В числе объектов, которые должны оснащаться устройствами спутникового слежения: пассажирский водный транспорт, сухогрузы и наливные суда, промысловый флот, вспомогательные, служебные, аварийно-спасательные и другие виды самоходных судов.

Производственные и экономические задачи

Наряду с обеспечением безопасности, собственники водного транспорта заинтересованы в получении оперативных данных о фактической работе судов с целью повышения качества работы и сокращения затрат. Для этого требуется всегда быть в курсе таких параметров, как:

  • Точное местоположение и направление движения судна
  • Маршруты движения, места и продолжительность стоянок
  • Детали погрузки и разгрузки
  • Обороты двигателей
  • Фактический расход топлива
  • Уровень топлива в танках
  • Контроль бункеровки (получение или выдача топлива)
  • Температурный режим во внутренних помещениях судна и т.д

Если диспетчеры и руководство обладают этими данными, то у них есть все возможности для того, чтобы:

  • Повышать рентабельность использования судов и эффективность логистических операций
  • Уменьшать расходы на ГСМ, на эксплуатацию, ремонт и обслуживание флота
  • Оптимизировать нормы расхода топлива и упрощать его учёт
  • Пресекать хищения горючего
  • Предотвращать внеплановые простои судов
  • Рационально планировать маршруты, грамотно распределять задачи и нагрузку на персонал
  • Улучшать дисциплину в коллективе

В итоге, постоянный контроль за работой флота, оптимизация ресурсов и избавление от ненужных финансовых расходов позволяют значительно увеличивать конкурентоспособность предприятий водного транспорта - вместе с повышением уровня безопасности грузов, пассажиров и экипажей судов.
Единственный верный способ решить поставленные задачи и добиться реальных результатов – это установка системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга водного транспорта.

Условия для реализации спутникового контроля

Во-первых, для отслеживания местонахождения судов и получения информации о различных параметрах подойдут далеко не все системы спутникового контроля. В силу специфики работы «на воде» и в удалении от вышек сотовой связи необходимо, чтобы данные мониторинга могли передаваться вне зоны GSM-покрытия. Поэтому бортовые ГЛОНАСС/GPS-контроллеры должны обеспечивать связь с телекоммуникационными спутниками INMARSAT, которые ретранслируют полученные сигналы на наземные станции при любых условиях. Для этого в оборудовании должен поддерживаться протокол IsatM2M.
Для точного контроля топлива необходимо установить проточные датчики расхода топлива (ДРТ) и/или ёмкостные датчики уровня топлива (ДУТ). Выбор конкретных вариантов зависит от особенностей техники и задач судоходной компании.

Для контроля дополнительных параметров следует устанавливать периферийные устройства, передающие данные в бортовой контроллер системы спутникового мониторинга. Это могут быть датчики оборотов и температуры, датчики давления топлива/масла, акустические датчики работы мотора и т.д. Если штатная электроника судна поддерживает цифровые стандарты связи, то контролировать дополнительные параметры можно путём сбора и передачи телематической информации через шины 1-Wire, RS-232, RS-485, CAN (J1939).

Важно, чтобы диспетчеры и руководство могли контролировать водный транспорт в удобном и понятном программном обеспечении, доступном на ПК и мобильных устройствах. Система мониторинга должна обеспечивать контроль ситуации как в режиме реального времени, так и постфактум - при помощи отчетов о работе конкретных объектов и всего флота.

В системе мониторинга обязательно должно быть предусмотрено мгновенное информирование по email или путём рассылки SMS о важных событиях, происходящих с судном – например, слив топлива, накрутка датчика, минимальный остаток и т.д.

Для более надёжного и оперативного контроля разумно установить на судне дисплей, с помощью которого экипаж будет видеть всю актуальную информацию. В современных системах спутникового мониторинга такие дисплеи имеют функцию обмена сообщениями между экипажем и диспетчерами.

Дополнительно нужно убедиться, что в системе есть функция моментального оповещения диспетчеров о нештатных ситуациях (поломки, инциденты, аварии).

И самое главное:

В отличие от наземного транспорта, на водном транспорте существует ряд жестких требований Российского Речного Регистра и Российского морского регистра судоходства. Это относится как к устанавливаемому оборудованию, так и к компаниям, которые производят его монтаж. Любые изменения в конструкции судна вносятся на основании проекта и с разрешения Регистра.

Всё устанавливаемое оборудование (бортовой контроллер, ДУТ, ДРТ), а также монтажный комплект (рукава высокого давления, фитинги, кабель и т.д.) должны иметь признание Регистра. Компания, которая проводит монтаж, обязана иметь Свидетельство о признании Регистра, чтобы осуществлять разработку проектно-технической документации на монтаж систем мониторинга судов и монтаж/обслуживание устанавливаемых систем.

Прежде чем внести изменение в конструкцию, компания-установщик готовит Проект и согласовывает его с Речным или Морским Регистром. Приступать к монтажу можно только после получения одобрения от соответствующего Регистра.

Пример решения для спутникового контроля судов

Контролировать работу речного транспорта позволяет система спутникового мониторинга «АвтоГРАФ», в составе которой поставляется бортовой терминал АвтоГРАФ-GSM+SAT River. Это устройство поддерживает два вида связи: наземный стандарт GSM и спутниковую сеть Inmarsat IsatM2M. Таким образом, достигается глобальное покрытие зон мониторинга, а диспетчеры и судовладельцы могут получать данные о работе флота даже при отсутствии сотового сигнала.

В базовой версии терминал комплектуется станцией спутниковой связи SkyWave-DMR800, контроллером АвтоГРАФ GSM+, навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS на чипсете Fastrax IT600 и кнопкой «Тревога» со световой индикацией. Терминал может быть укомплектован датчиками расхода топлива и уровня топлива, датчиками оборотов и температуры, акустическим датчиком работы мотора. Имеется возможность установки внешнего АКБ для автономной кратковременной работы. В аппаратной части имеются шины 1-Wire, RS-232, RS-485, CAN (J1939).

Бортовой терминал АвтоГРАФ-GSM+SAT River
АвтоГРАФ-GSM+SAT River обладает свидетельством Российского Речного Регистра. Документ подтверждает, что конструкция, свойства, параметры и характеристики терминала удовлетворяют требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Отдельно подчеркивается, что данный бортовой контроллер рекомендован в качестве дополнительного оборудования.

Как это работает?

После установки бортового контроллера и программы мониторинга пользователи системы могут видеть в диспетчерском ПО следующую информацию:

  • Текущее местоположение и направление движения судна
  • Состояние объекта (стоит/движется)
  • Пройденное расстояние, места и длительность стоянок

Для контроля расхода ГСМ в топливные магистрали двигателей, а также в магистрали, ведущие к танкам судна, устанавливаются проточные датчики расхода топлива. Каждый датчик подбирается индивидуально согласно техническим характеристикам потребителя – в зависимости от расчетного потребления топлива и производительности топливного насоса. С помощью датчиков расхода топлива, подключенных к бортовому контроллеру, в системе мониторинга можно отслеживать:

  • Фактический расход топлива по всем потребителям за любой отчетный период (главные двигатели, вспомогательные двигатели, дизель-генераторы и т.д.)
  • Контроль бункеровки (получение или выдача топлива)

С целью контроля уровня топлива на судне устанавливаются ёмкостные ДУТ, которые также подключаются к бортовому контроллеру. Эти датчики помогают точно знать:

  • Уровень топлива в танках на текущий момент времени
  • Начальный и конечный уровень топлива в танках за любой отчетный период
  • Количество принятого на судно топлива
  • Общий расход топлива за любой отчетный период

Дополнительная установка периферийных датчиков позволит контролировать:

  • Время работы всех потребителей топлива за любой отчетный период
  • Обороты главных двигателей судна
  • Температурный режим в трюмах

Вся информация о работе судна и контролируемых параметрах отображается в программном обеспечении «АвтоГРАФ» в виде детальных графиков и отчетов за любой период времени. Благодаря аналитическим инструментам, реализованным в ПО, диспетчеры могут объективно оценивать и эффективно планировать деятельность флота, а судовладельцы – принимать верные управленческие решения. Вход в программу мониторинга доступен с персональных компьютеров, смартфонов и планшетов.
В системе мониторинга есть функция мгновенной отправки сообщений о различных событиях на электронную почту и телефоны ответственных сотрудников. Например, это могут быть сообщения о несанкционированном отключении терминала, о махинациях с топливом и о нарушениях различных параметров. Столь же моментально поступит сигнал о срабатывании функции тревожного оповещения. Как уже говорилось, возможности АвтоГРАФ-GSM+SAT River позволяют получать необходимые сведения и экстренные сигналы в любое время и вне зон GSM-покрытия по каналам спутниковой связи INMARSAT.
А для того, чтобы сам экипаж мог видеть данные системы мониторинга и на месте предпринимать правильные действия, на борту судна устанавливается дисплей АвтоГРАФ-ИНФО. Помимо отображения параметров контроля, этот прибор позволяет обмениваться сообщениями между командой и диспетчерами.


Информационный дисплей Автограф-ИНФО
В результате внедрения таких решений судоходные компании получают полный контроль за работой флота, достигают высокого уровня безопасности и ощутимой экономии.
Cпутниковый мониторинг водного транспорта позволяет судовладельцам сокращать издержки на 20-30%!

Читайте также