По обоим показателям продолжается ежегодный спад на уровне 7-10%. Для сравнения: в 1989 году речным флотом РСФСР было перевезено 580 млн т грузов и 100 млн пассажиров. Несмотря на то, что в середине 2000-х наблюдалась тенденция к восстановлению объёмов, дальнейшие экономические трудности не позволили прекратить падение. По данным Росморречфлота, в связи со снижением объемов российского производства, в 2020 году в наибольшей степени сократятся перевозки под водным путям зерна и нерудных строительных материалов.
Хотя транспортировка сырья, оборудования и товаров судами на 30-40% дешевле, чем автомобилями, в структуре российских грузоперевозок на внутренний водный транспорт приходится всего 1,5% от общего объема. На негативную динамику влияет большая совокупность факторов, среди которых: общие экономические трудности, усиление конкуренции со стороны других видов транспорта, инфраструктурные проблемы и продолжающийся износ судов речного флота.
30 лет назад в Российском речном регистре насчитывалось почти 45 000 судов средним возрастом 19 лет, ежегодно в эксплуатацию вводилось еще несколько сотен. Сейчас в регистре учтено менее 25 000 судов средним возрастом 33 года. Среди них по данным 2017 года:
Самоходные
- Пассажирские и грузопассажирские – 1748
- Сухогрузные – 870
- Наливные – 630
- Буксирные – 4258
- Нетранспортные – 8222
Несамоходные
- Сухогрузные – 4175
- Наливные – 655
- Нетранспортные – 3781
По оценкам Объединенной судостроительной корпорации, к 2035 году нужно будет списать 2737 и построить 1775 судов речного флота, к 2050 году: списать 6 779 и построить 4 4900 судов. При этом российские судостроительные верфи ежегодно выпускают всего 30-40 гражданских судов, основная часть из которых не речные, а морские.
Появлению в составе речного флота новых российских судов мешают такие очевидные препятствия, как: высокая стоимость строительства и кредитных ресурсов, длительная окупаемость (она может превышать сроки эксплуатации), да и в целом у отечественного водного транспорта смутные перспективы, в него мало кто готов инвестировать. Без господдержки, обновления инфраструктуры и судов объемы перевозок грузов и пассажиров по водным путям продолжат стремительно сокращаться.
Среди мер, которые направлены на стимулирование отрасли, можно привести в пример принятое Правительством постановление N502
"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию". Для поддержания инфраструктуры принято распоряжение Правительства N 2101-р
"Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года". Например, с целью увеличения пропускной способности внутренних водных путей планируется строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону.