Бербоут-чартер и тайм-чартер

Договоры фрахтования судов: чем отличаются, права и обязанности сторон

Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница

Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.

Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.

Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.

Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера

При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:

  • Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
  • Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
  • Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.

Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:

  • Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
  • Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
  • Не менять цели аренды или регион плавания.
  • Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
  • Оплачивать региональные торговые сборы.
  • Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
  • Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
  • По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).

В отличие от бербоут-чартера, при заключении договора тайм-чартера расходы по содержанию экипажа и постоянные издержки по совместному предприятию (страховые взносы, проценты по закладной, амортизационные издержки и т. д.) берет на себя судовладелец.

Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера

Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).

В бербоут-чартере указываются:

  • наименования сторон договора,
  • сведения о названии, классе и флаге судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
  • количество расходуемого топлива,
  • цель заключения договора фрахтования,
  • район плавания,
  • размер фрахта (арендной платы),
  • срок действия аренды,
  • время и место передачи/возврата судна.
Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.

В тайм-чартере должны быть указаны:

  • наименования сторон,
  • название судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики ,
  • район плавания,
  • цель фрахтования,
  • время и место передачи/возврата судна,
  • ставка фрахта,
  • срок действия тайм-чартера.

Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.
Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.

Читайте также