Эффективный контроль судового топлива

Как организовать автоматизированный учет топлива на водном транспорте. Интервью журналу «Морские порты»

Эффективный контроль судового топлива

Как организовать автоматизированный учет топлива на водном транспорте. Интервью журналу «Морские порты»
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Директор по развитию «СпутникСервис» Константин Кемпинен рассказал корреспонденту «МП» о решениях по автоматизированному учету топлива на водном транспорте и технологии мониторинга бункеровки.
«МП»: Константин Александрович, какие решения для судовладельцев и судоходных компаний предлагает Ваша компания?

— Мы проектируем, поставляем, монтируем и обслуживаем системы контроля топлива и судового оборудования на речных и морских судах. Прежде всего это разработанный специалистами нашей компании программно-аппаратный комплекс «Спутник-флот», позволяющий в реальном времени получать полную информацию о судне — контролировать судовое оборудование, перевозимые грузы, работу экипажа, мониторить все топливные операции.

Система кругового учета (контроля) топлива собирает и анализирует данные обо всех топливных операциях и состоянии оборудования на судне. При этом информация из системы может быть доступна как локально — на судне, так и удаленно — в офисе компании-судовладельца, с разграничением прав пользователей. Она может быть интегрирована с 1С: ERP и другими учетными системами. На выбор заказчика мы предлагаем и стационарную (десктопную), и мобильную версии платформы.

«МП»: В чем преимущества системы для заказчика?

— Система «Спутник-флот» помогает улучшить качество управления судоходной компанией, значительно повышает эффективность использования судна. Сокращаются затраты на топливо и эксплуатацию, снижается вероятность аварийных ситуаций, сокращаются простои, повышается качество работы экипажа.

«МП»: Какое оборудование входит в состав системы?

— В состав решения на базе программно-аппаратного комплекса «Спутник-флот», в зависимости от поставленной заказчиком задачи, как правило, входит бортовой контроллер GPS/ГЛОНАСС или промышленный компьютер, высокоточные расходомеры различного типа — объемные, массовые и другие, набор различной периферии — расширители входов, конвекторы, трансформаторы тока со счетчиками, датчики нагрузки, температуры.

Оборудование зарегистрировано в Государственном реестре средств измерений, имеет признания Российского речного регистра (РРР), Российского морского регистра судоходства (РМРС).

«МП»: Возможен ли контроль СПГ-топлива при помощи этого оборудования?

— Контроль СПГ-топлива тоже возможен, но это уже целая измерительная система в составе нескольких приборов и контроллеров.

«МП»: Почему компания решила заняться системами контроля бункеровки?

— Не секрет, что во время бункеровки принимающее судно может недосчитаться 5−10% топлива, а это немалые денежные потери. Причиной тому являются как человеческие, так и некоторые процедурные факторы. Поэтому судоходным компаниям очень важно следить за расходом топлива и правильно измерять его количество.

Не все заинтересованы в том, чтобы процедура бункеровки была понятна и прозрачна. Заинтересован владелец бизнеса, но порой не команда.

Казалось бы, измерить уровень топлива до и после бункеровки и таким образом определить количество выданного мазута или дизеля несложно. Но дело в том, что взаиморасчеты между юридическими лицами производятся не по объему, а по массе.

«МП»: Расскажите о решении по контролю бункеровочных операций.

— Предлагаемая нами автоматизированная система контроля бункеровки — это один из этапов полного решения по круговому учету топлива на судне и мониторингу параметров судового оборудования. В основе решения лежит применение массовых расходомеров, работающих по принципу Кориолиса.

Данный тип расходомеров с высокой точностью и в динамике измеряет плотность, температуру, соответственно массовый расход жидкости. При этом значительно сокращается количество операций и исключается необходимость дальнейших математических расчетов и влияние человеческого фактора.

«МП»: Чем в целом отличаются массовые расходомеры от других типов датчиков?

— Системы с другими типами расходомеров не всегда точно и с существенно большей погрешностью измеряют количество топлива, что часто вызывает споры между участниками процесса бункеровки. Поэтому технология, применяемая в наших приборах учета, так важна при бункеровочных операциях.

Массовые расходомеры, использующие эффект Кориолиса, обеспечивают высокую точность прямых измерений массового расхода и плотности топлива и незаменимы при контроле бункеровки. Кроме того, наши приборы более достоверно способны измерить топливную эффективность и мощность судовой установки.

«МП»: Как работает кориолисовый расходомер?

— Кориолисовый расходомер не имеет никаких движущихся частей, он состоит из измерительных датчиков и температурных сенсоров, обеспечивающих очень точный результат даже при наличии газовых включений. Расходомер работает по термодинамическому принципу теплопроводности. От плотности, давления и вязкости жидкости он практически не зависит. При должном монтаже и настройке прибор практически не требует регулярного технического обслуживания.

«МП»: В чем выгода судовладельца от использования технологии Кориолиса?

— В общем итоге, благодаря системе учета на базе массового расходомера, судовладелец застрахован от финансовых потерь из-за ошибок при приеме/выдаче топлива, может наблюдать за процедурой бункеровки в режиме онлайн и принимать оперативные решения по расчету с поставщиком.

Хочу привести пример Сингапура. В этой стране с побежденной коррупцией использовать при расчетах показания массовых расходомеров предписано на законодательном уровне.

«МП»: У Вас есть аналогичные предложения и для бункеровочных компаний? Чем они отличаются от решений, предлагаемых судоходным компаниям?

— Если мы говорим о контроле бункеровки, то наши предложения бункеровочным компаниям, в принципе, не отличаются от предложений судоходным. Предлагаемые расходомеры работают в прямом и обратном направлении — как на прием, так и на выдачу топлива.

Здесь более уместным будет рассматривать, каким образом строится бизнес-модель бункеровочной компании. То есть предоставить качественный и точный сервис заказчику или извлекать свою прибыль в условиях непрозрачности процесса и мутной воды.

«МП»: В чем Вы видите перспективы развития компании?

— Если говорить о бункерном рынке, то в последнее время у заказчиков стали востребованы мобильные (переносные) узлы учета на базе массовых расходомеров. Это позволяет не прибегать к сложному монтажу расходомеров в систему топливопроводов на судне, оперативно «перекидывать» узел при необходимости на другой объект бункеровки и, соответственно, оптимизировать финансовые затраты.

«МП»: Какие еще направления планируете осваивать?

— Помимо предлагаемых решений для мониторинга судов, мы активно развиваем направление АСУТП, где пересекаются многие задачи: заказчикам необходим технологический и коммерческий учет не только топлива, но и газа, пара, воды, различной химии и т. п. Здесь мы предложим свои наработки и знания как компания полного цикла — от создания и согласования проекта до подбора оборудования, монтажа и сервисного сопровождения продукта.

«МП»: «СпутникСервис» является официальным дилером оборудования мониторинга и контроля торговой марки «АвтоГРАФ™» на территории Карелии, то есть Вы работаете в основном в этом регионе или шире?

— Помимо Петрозаводска, «СпутникСервис» имеет обособленные подразделения в Мурманске и Архангельске, но работаем мы с судоходными компаниями на всей территории России, а при необходимости можем выполнять проекты и за рубежом. Наши решения легко масштабируются, модифицируются и успешно применяются на грузовых, пассажирских, технических, промысловых и других типах морских и речных судов.

Морские порты № 8 (2021)
Благодаря нашим решениям судовладельцы экономят значительные суммы на закупках топлива и эффективно управляют своими компаниями

Читайте также