Как правильно оформить договор и сделку купли/продажи коммерческого судна

Компаниям, совершающим сделку первый раз, необходимо обеспечить себе полноценную юридическую защиту и учесть все нюансы договора
Компаниям, впервые совершающим сделку по продаже или приобретению коммерческого судна, необходимо обеспечить себе полноценную юридическую защиту и учесть все нюансы договора. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Какие документы должен предоставить продавец корабля

Если покупатель хочет, чтобы сделка была оформлена по всем правилам, то он должен потребовать от продающей стороны ряд документации, в состав которой входят:

  • судовой журнал
  • чертеж и план корабля
  • свидетельство о праве собственности
  • свидетельство о том, что судно внесено в морской/речной реестр
  • справка о том, что корабль не состоит в черном реестре организации "Гринпис"
  • уведомление о том, что корабль уже снят с судового реестра на время совершения сделки

Кроме этого у покупателя есть совершенно законное право истребовать прочие документы, а продающая сторона обязана их предоставить по первому требованию. Когда документы получены и просмотрены, можно начать осмотр судна, которое готово к продаже. Кстати, это тоже можно отразить в договоре.

Эксперты рекомендуют не ограничиваться поверхностным осмотром судна, а тщательно все осмотреть. Возможно включить представителей покупающей стороны в состав команды корабля до того момента, пока не состоится прием-передача.

Очень важно предусмотреть в сделке цену. Она должна быть четко обозначена в договоре, и все нюансы по поводу стоимости, вплоть до определения в каком порядке совершится оплата.

Обязательно следуют указать в договоре ряд дополнительных условий, регулирующих передачу корабля новому владельцу. Дополнительные условия необходимы, чтобы обеспечить защиту каждой из сторон, когда сделка будет оформляться.

Что решения проблемы сроков и места приема и передачи договор должен содержать пункт указать, что «порт, где состоится приемка-передачи корабля, будет ограничен портом, куда заходит судно», и перечислить эти порты. Так можно определить, где именно состоится прием-передача.

Помимо этого, договор должен соблюдать пункт о том, что продавец сообщит покупателю, где, и в какое именно время состоится передача корабля. Также следует в договоре указать, что продавец понесет штрафное наказание, если задержит передачу.

Форс-мажорные обстоятельства при заключении договора

Никто не может исключить того, что при покупке судна возможно появление форс-мажорных обстоятельств. Каждая из сторон должна осознавать, что если наступят такие обстоятельства, то обязательства приостанавливаются.

Чтобы обстоятельство было признано форс-мажорным, необходимо предоставить сертификат Торгово-промышленной палаты или иной инстанции, которая имеет право подтвердить действие форс-мажора.

Помимо форс-мажорных обстоятельств вероятно и то, что возникнет спор. В качестве предмета спора может быть задерживание доставки корабля со стороны продающей стороны, задержка оплаты, со стороны покупателя и т.д. Поэтому в договоре надо указать применимое право, с помощью которого и будут разрешать спорные ситуации, если они возникнут.

К примеру, английское право, нередко используемое при международных сделках, чаще всего встает на сторону покупателей в плане соответствия описания корабля, представленному продавцом в договоре. Если описание не соответствует действительности даже в малой степени и возникает спор по этому поводу, то тогда высока вероятность того, что продавец будет вынужден оплатить убытки

Что касается нашего права, то оно имеет хорошие механизмы защиты, от неисполнения обязанностей по договору, в том числе через компенсацию упущенной выгодны.

Лучше всего обратиться в такой ситуации к профессиональным юристам, которые занимаются оформлением договоров по продаже и покупке судов, поскольку есть множество нюансов в каждом применимом праве.

Также необходимо выбрать орган, который станет заниматься урегулированием спорных вопросов. Это может быть, как государственная судебная инстанция, так и третейская.

Необходимо отметить, что на иностранные суды потребуется больше средств, как и времени, в отличие от наших инстанций. Эксперты по морскому праву советуют выбирать третейский суд, поскольку они сохраняют в полной тайне спор, и репутация сторон сохраняется. К тому же в них работают очень опытные судьи, знающие все тонкости морского права.

Государственные судебные органы как в РФ, так и в Британии такого предложить не в состоянии. Как правило, сделки по продаже и покупке кораблей проходят без особых проблем, поскольку наработана соответствующая законодательная база. Тем не менее, договора следует составлять самым тщательным образом во избежание недоразумений между сторонами сделки.

Итоги

Еще раз хотим обратить внимание всех, кто намерен заключить сделку по приобретению или продаже коммерческого корабля или кораблей, на то, чтобы вы четко понимали, какой корабль необходим, какие его характеристики и чем они подтверждены.

Кроме этого, определитесь с ценой, условиями проверки качества корабля, когда именно нужно судно и где оно будет передано вам. Как будете разрешать возможные споры, и какой орган будет ими заниматься. Чем больше в договоре указано в мельчайших подробностях все условия сделки, тем выгоднее для вас!

Просмотреть и скачать типовые договоры вы можете по этим ссылкам:

При покупке судна поинтересуйтесь, установлена ли на нем система контроля топлива и мониторинга судовых систем. Наличие такой системы позволит вам значительно сократить издержки на содержание судна.

Наша компания готова помочь как с установкой новой системы контроля, так и с проверкой работоспособности уже установленной.

Читайте также