Морcкой транспорт России: цифры и факты

Главные характеристики, данные о грузах и пассажирах, информация о структуре и возрасте российского коммерческого флота.
Морской транспорт - важная часть транспортной системы России.
В России функционирует 68 морских портов и портовых пунктов, расположенных на берегах 12 морей и Каспийского моря. Корабли имеют выход в следующие бассейны:

  • Азово-Черноморский (17 портов)
  • Балтийский (7 портов)
  • Каспийский (3 порта)
  • Тихоокеанский (22 порта)
  • Северный (19 портов)

Более половины портов не могут принимать крупнотоннажные суда из-за мелководности акваторий.

За последние 20 лет грузооборот морских портов России увеличился в 6,5 раза. Мощность портов за 15 лет выросла почти в 2,5 раза, достигнув 1,13 млрд тонн.

Наибольший объем перевозки грузов обеспечивают порты Балтийского бассейна.

В структуре российского грузооборота доля морского транспорта – 0,8%. При этом на него приходится 0,3% всех перевозок в стране.

С точки зрения средней дальности перевозки 1 тонны груза российский морской транспорт находится на третьем месте в сравнении с другими вариантами:

  • воздушный: 6,2 тыс. км
  • трубопроводный: 2,3 тыс. км
  • морской: 2,0 тыс. км
  • железнодорожный: 1,8 тыс. км
  • внутренни водный: 569 км
  • автомобильный: 47 км

По итогам 2019 года общий грузооборот портов России составил 840,27 млн тонн (+2,9% к 2018 г.). В частности, объем перевалки сухих грузов – 376,03 млн. тонн (-3,0%), наливных грузов – 464,24 (+8,2%).

Другими видами транспорта в порты было доставлено:

  • железные дороги – 346,9 млн т груза (+3,1%)
  • автотранспорт – 71,5 млн т груза (-5,1%).

Крупнейшими российскими портами по итогам 2019 года являются:

  1. Порт Новороссийск – 156,826 млн тонн (+1,3%)
  2. Порт Усть-Луга – 103,852 млн тонн (+5,2%)
  3. Порт Восточный – 73,54 млн тонн (+6,2%)
  4. Порт Мурманск – 61,93 млн тонн (+2%)
  5. Порт Приморск – 61,024 млн тонн (+14,1%)

По прогнозам Минтранса, до 2024 года, согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, мощности российских морских портов увеличатся на 338 млн тонн.

В российский морской транспортный флот входят 1143 грузовых судна под российским флагом суммарным дедвейтом 7,1 млн т и 251 грузовое судно под иностранными международными флагами суммарным дедвейтом 14,7 млн т.

Объем перевозок грузов, выполненных в 2019 году судами под государственным флагом РФ, составил 32 млн тонн. Это на 12% меньше показателей предыдущего года.

Всего в России по состоянию на 2018 год задействовано более 2600 судов морского флота (2,79% от общемирового числа), среди которых:

  • Нефтеналивные суда – 407
  • Наливные прочие –18
  • Нефтенавалочные и нефтерудовозы –18
  • Рудовозы и навалочные – 12
  • Для генеральных грузов – 505
  • Грузопассажирские – 15
  • Контейнерные, баржевозы, доковые – 10
  • Рыбопромысловые и рыботранспортные суда – 22
  • Рыболовные – 820
  • Пассажирские и пассажирские бескоечные – 39
  • Суда обеспечения – 49
  • Буксиры – 370
  • Земснаряды – 17
  • Ледоколы – 33
  • Научно исследовательские
  • Прочие – 309

Средний возраст флота:

  • самоходные сухогрузы – 41,6 лет
  • несамоходные сухогрузы – 35,6 лет
  • самоходные наливные суда – 41,6 лет
  • несамоходные наливные суда - 33,8 года
  • буксиры – 38,1 года
  • пассажирские – 35,5 лет

За 2019 год морские пассажирские суда под российским флагом перевезли 6,1 млн человек. Пассажирооборот составил 51,9 млн – это на 41% меньше показателей 2017 года. Одна из причин спада – устаревание флота.
Использование на морском судне автоматизированной системы контроля топлива позволяет значительно сократить расходы на его эксплуатацию

Читайте также