В современном мире навряд ли найдется судно, которое не было бы оснащено навигационным устройствами, радиостанциями, системами идентификации и другим специализированным оборудованием для поддержания стабильного судоходства и обеспечения безопасности на водных путях. К том же, обязанность использовать различные средства навигации и связи (в зависимости от типа судов) закреплена в международных морских конвенциях и во внутренних законах государств, например, в ПП РФ N 811 от 15.08.2014 г. Однако общераспространенных и необходимых по законодательству систем навигации явно недостаточно для решения насущных задач предприятий водного транспорта. Они не всегда позволяют быть в курсе текущего местоположения плавсредств и, тем более, не могут помочь в удаленной диагностике состояния судов и контроле параметров его работы, в первую очередь, расхода топлива. Для этого нужны дополнительные устройства и ПО.
С целью эффективного онлайн-мониторинга работы флота необходимо, чтобы на судах было установлено отдельное навигационное оборудование и высокоточные измерительные устройства с возможностью сбора и передачи данных в диспетчерское ПО. Сегодня эта задача решается за счёт установки
бортовых контроллеров (навигационных блоков), которые определяют координаты судна по ГЛОНАСС/GPS и передают их на сервер через GSM, либо по дополнительным каналам связи, например, INMARSAT, в случае отсутствия сотового сигнала. Данные о местоположении и состоянии движения передаются вместе с информацией, которая поступает от дополнительных устройств. Так, контроль ГСМ позволяют осуществлять
датчики уровня топлива и
расходомеры. В зависимости от задач предприятия и специфики судна комплекс онлайн-мониторинга может быть дооснащен датчиками моточасов, датчиками контроля температурного режима, блоками диагностики, системами удаленного видеонаблюдения, голосовой связью,
информационными дисплеями для экипажа и другими телематическими устройствами.