Виды плавкранов

Классификация плавучих кранов по назначению, типу основания, верхнему строению и другим категориям
Плавучие краны сегодня используют при выполнении самых разных задач: при возведении гидротехнических сооружений, для работы на судостроительных и судоремонтных заводах, для грузовых операций в порту и др. Обычно плавкраны классифицируют по нескольким категориям.

По назначению

Для погрузочно-разгрузочных работ
Плавкраны для грузовых операций в портах, на открытых рейдах и в других акваториях. Как правило, обладают небольшой грузоподъемностью.

Для транспортно-монтажных целей
Плавкраны для перевозки груза и выполнения монтажных операций. Имеют значительную высоту подъема, большие вылеты. Отличаются высокой мореходностью.

Для строительно-монтажных работ

Кроме грузоподъемного устройства имеют на борту различное технологическое оборудование для спецработ (забивки свай, прокладки трубопроводов и др.) в зависимости от своего назначения.

Для обслуживания сооружений шельфа
Сочетают в себе функции транспортно-монтажных, строительно-монтажных и плавкранов для погрузочно-разгрузочных работ.

Для специальных работ
Отличаются наличием соответствующего специального грузоподъемного устройства для выполнения специфических операций.

По типу плавучего основания

Однокорпусные

  • Понтонные: этот тип основания встречается у портовых и рейдовых плавкранов.
  • Полупогружные: мало распространены, применяются у плавкранов с неограниченным районом плавания. Такое основание обеспечивает хорошие мореходные качества.
  • Крановые суда: в качестве плавучего основания используется судовой корпус. Характеризуются большей мобильностью и остойчивостью.

Двухкорпусные
  • Катамараны: обеспечивают плавкрану нужную остойчивость, хорошие пропульсивные качества, удовлетворительную мореходность и площади для размещения груза.
  • Полупогружные: аналогичны однокорпусным. Остойчивость ниже, чем у крановых судов или ПК с катамаранным плавучим основанием.

Самоподъемные
Конструкция аналогична самоподъемным буровым установкам, платформа которых состоит из понтона и опорных колонн. Работают на мелководье, в прибрежных зонах.

Специальные
Плавкраны для специфических работ.

По конструкции верхнего строения

Неповоротное верхнее строение
Используются для подъема затонувших судов или других объектов, аварийно-спасательных работ, сооружения мостов и др. В эту категорию можно отнести мачтовые краны с неподвижными мачтами, козловые краны, краны с качающейся (наклоняющейся) стрелой.

Полноповоротное верхнее строение
Самые распространенные плавучие краны благодаря своей универсальности. Не изменяя своего положения могут поднимать или опускать груз, поворачиваться и менять вылет.

Комбинированное верхнее строение
Сочетают в себе элементы различных типов кранов. К этому типу можно отнести плавучие козловые краны, по мосту которых передвигается поворотный кран.

Специальное грузоподъемное устройство
Обычно устанавливается на плавкранах специального назначения.

По району плавания

Портовые и рейдовые
Работают в закрытых акваториях портов, судостроительных и судоремонтных заводов, речных затонов. Выход в море осуществляется с помощью буксиров.

Ограниченного района плавания
Плавучие краны многоцелевого назначения, могут использоваться как в защищенных акваториях, так и на открытых рейдах в прибрежной зоне. Способны самостоятельно выходить в море на определенное расстояние при заданных характеристиках ветра и волнения.

Мореходные
Плавкраны для работы в открытых местах. Способны работать при значительном волнении в неограниченном районе плавания. При ухудшении погоды переходят в режим штормового отстоя и могут противостоять любому шторму.

По организации работы

Автономные
Перед производством работ плавкран сам доставляет груз конструкций в заданный район.

Экспедиционные
Плавкран приходит (с грузом или без) в заданный район и ведет работы, а основная масса конструкций доставляется транспортными судами.

По способу перемещения

Самоходные
В качестве движительно-рулевого комплекса используются гребные винты, крыльчатые движители и винто-рулевые колонки, либо комбинация из двух типов движителей.

Несамоходные
Перемещение несамоходных плавкранов в район работы выполняют специальные обслуживающие суда или буксиры. Некоторые плавкраны оборудуются средствами активного управления (например, винто-рулевыми колонками) для повышения их эксплуатационных характеристик.

По способу позиционирования

Без системы позиционирования
Имеют якорно-швартовное устройство и работают ошвартованными у борта или стенки объекта. В основном такая система используется на плавкранах ограниченного района плавания.

С пассивной системой позиционирования
Плавкран удерживается на позиции с помощью нескольких якорей. Управление якорями осуществляется с помощью автоматизированной системы.

С активной системой позиционирования
Плавкран с комплексом подруливающих устройств, имеющих автоматическую систему контроля и управления.

Комбинированная система позиционирования
Удержание плавкрана на позиции производится с помощью якорей и движительно-рулевых колонок.
Использование на плавкране автоматизированной системы контроля топлива и мониторинга рабочих параметров позволяет сократить расходы на его эксплуатацию.

Читайте также